Язык сказок: герой и антагонист

Анна Стри­га­но­ва
Ска­зоч­ник, куколь­ник, эсперантист

В моде отри­ца­тель­ный герой. Дети игра­ют в обо­рот­ней и вам­пи­ров, в попу­ляр­ном искус­стве изъ­ян всё чаще и чаще воз­во­дит­ся выше иде­а­ла. Обще­ство боль­но, а мир катит­ся в про­пасть. Не бой­тесь, конеч­но, это все­го лишь сплет­ни, из тех, что были все­гда и будут все­гда. Как гово­рил один хоро­ший писа­тель: «Люди все­гда жда­ли кон­ца све­та. И, веро­ят­но, так и будут ждать все­гда. До само­го кон­ца све­та». И, всё же, в этих сплет­нях есть доля прав­ды. Анти­ге­рой и в самом деле в моде. Но преж­де чем шеп­тать­ся о соци­аль­ном упад­ке, сто­ит сде­лать то, что все­гда сто­ит делать, если берёшь­ся читать сказ­ки и судить героя. Вер­нуть­ся к нача­лу мира.

Туда, где герой покло­нял­ся солн­цу и все­гда побеж­дал трёх­гла­во­го змея, не остав­ляя ему и тени надеж­ды на побе­ду. Туда, где обре­чён­ный на веч­ное оди­но­че­ство дра­кон не смел и помыс­лить о том, что­бы быть люби­мым. Туда, где счаст­ли­вый гений тво­рил, не помыш­ляя про­дать душу тьме за бла­жен­ный огонь вдох­но­ве­ния. Назад, за тяжё­лый зана­вес времени.

Есть в мире один источ­ник, кото­рый пом­нит все веро­ва­ния, все эпо­хи — пом­нит и сту­дё­ной водой льёт в руки. Имя это­го источ­ни­ка — сказ­ка. Пер­вый род искус­ства мира людей, сказ­ка появи­лась в неза­па­мят­ные вре­ме­на, оди­на­ко­во сво­бод­ная от любой рели­гии, от любой исти­ны, при­над­ле­жа толь­ко чело­ве­ку, и охра­ня­ла все его зна­ния, все его фан­та­зии, все его меч­ты — сквозь раз­ли­чие куль­тур, сквозь бес­ко­неч­ность времени.

Боги и тита­ны, рыца­ри и дра­ко­ны, девы и вам­пи­ры — древ­ний герой и его не менее древ­ний анта­го­нист — нераз­ли­чи­мо сли­тые воеди­но — всё это сло­ва ска­зоч­но­го язы­ка. Этим язы­ком гово­рит с нами наше про­шлое, и на этом язы­ке оно будет гово­рить через тыся­чу лет, на этот раз, может быть, будет гово­рить о нас.