Старшие и младшие руны

Мок­ин Игорь Вик­то­ро­вич, канд. филол. наук, неза­ви­си­мый иссле­до­ва­тель и попу­ля­ри­за­тор нау­ки, автор кана­ла Telegram «По ту сто­ро­ну вымыс­ла», пере­вод­чик худо­же­ственн­ной литературы.

Старшие руны

В лек­ции пой­дёт речь о теме, кото­рая зна­ко­ма мно­гим по совре­мен­ной попу­ляр­ной куль­ту­ре, но лишь поверх­ност­но. Мы же попро­бу­ем погру­зить­ся в дета­ли и рас­смот­реть под­лин­ные памят­ни­ки пись­мен­но­сти древ­них гер­ман­цев, создан­ные при­мер­но пол­то­ры тыся­чи лет назад, в эпо­ху Пере­се­ле­ния наро­дов и уга­са­ния Рим­ской импе­рии. Эти над­пи­си име­ли риту­аль­ное, маги­че­ское зна­че­ние и пото­му были доступ­ны лишь избран­ным: неда­ром само сло­во «руна» свя­за­но с поня­ти­ем тай­ны. Такая осо­бая роль пись­ма при­ве­ла к тому, что харак­тер этих над­пи­сей уни­ка­лен, и они рез­ко отли­ча­ют­ся от при­выч­ных нам пись­мен­ных тек­стов. И, кста­ти, алфа­вит стар­ших рун исполь­зо­вал­ся для запи­си не одно­го, а несколь­ких род­ствен­ных язы­ков, пото­му что при­ме­нял­ся у раз­ных древ­не­гер­ман­ских племен.

Кро­ме того, мы узна­ем, как ведёт­ся рабо­та по рас­шиф­ров­ке этих инте­рес­ней­ших сви­де­тельств про­шло­го — а рабо­та эта по слож­но­сти напо­ми­на­ет детек­тив — и как по кру­пи­цам соби­ра­ют­ся зна­ния о древ­нем язы­ке и куль­ту­ре. Изу­че­ние рун поз­во­ля­ет понять, как пред­ста­ви­те­ли раз­ных наук: архео­ло­гии, линг­ви­сти­ки, антро­по­ло­гии, соци­аль­ной исто­рии — могут при­бли­зить­ся к истине, рабо­тая вместе.

Младшие руны

В лек­ции пой­дёт рас­сказ о самых ярких осо­бен­но­стях пись­ма в Скан­ди­на­вии в эпо­ху викин­гов и в пору Высо­ко­го Сред­не­ве­ко­вья. Скан­ди­нав­ская куль­ту­ра тех вре­мен отли­ча­лась осо­бен­ным вни­ма­ни­ем к сло­ву, ува­же­ни­ем к его маги­че­ской силе. Одним из спо­со­бов при­дать сло­ву такую силу была поэ­зия, другим
— запись с помо­щью рун. Эти две фор­мы ино­гда соче­та­лись: так, мы с вами про­чи­та­ем уни­каль­ные руни­че­ские над­пи­си с тек­ста­ми скан­ди­нав­ской поэ­зии, кото­рая не похо­жа ни на что дру­гое в миро­вой литературе.

В ходе лек­ции мы рас­смот­рим и глав­ный пара­докс руни­че­ско­го пись­ма: оно одно­вре­мен­но было широ­ко доступ­но и при­ме­ня­лось для тай­но­пи­си, а репер­ту­ар его про­сти­рал­ся от дело­вых запи­сей до маги­че­ских заго­во­ров. В нашу эпо­ху, когда пись­мо окру­жа­ет нас повсю­ду, осо­бен­но инте­рес­но посмот­реть на то, какую роль оно игра­ло в далё­кие вре­ме­на. Может быть, не всё так силь­но и поме­ня­лось, и после лек­ции вам уже не будет казать­ся, что эсэм­эс­ки, лен­та ста­ту­сов и эмод­зи — это такие уж ново­мод­ные штучки.