Рунический древнегерманский

Мок­ин Игорь Викторович
Кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, попу­ля­ри­за­тор гума­ни­тар­ных зна­ний, лите­ра­тур­ный пере­вод­чик, переводчик-синхронист.

Игорь Мокин

При сло­вах «руны» и «древ­ние гер­ман­цы» совре­мен­ное вооб­ра­же­ние сра­зу рису­ет сце­ны из филь­мов фэн­те­зи: закли­на­ния, тём­ные леса и таин­ствен­ные обря­ды. Дей­стви­тель­но, руни­че­ские пись­ме­на — это чаще все­го (хоть и не все­гда) свя­щен­ные зна­ки, при­над­леж­ность риту­а­лов. Но каких имен­но? Может ли над­пись, най­ден­ная архео­ло­га­ми где-нибудь в боло­те и рас­шиф­ро­ван­ная линг­ви­ста­ми в каби­не­те, рас­крыть дета­ли древ­не­го обы­чая? Выяс­ня­ет­ся, что может. О слож­ной и по-насто­я­ще­му детек­тив­ной рабо­те иссле­до­ва­те­лей-руно­ло­гов мы и пого­во­рим на пре­зен­та­ции, но не только.

Мы попро­бу­ем разо­брать­ся в том, зачем вооб­ще были нуж­ны руны. Мы уви­дим, какие они быва­ют, и узна­ем об их эво­лю­ции. Посмот­рим, где и когда ими писа­ли. А ещё мы почи­та­ем насто­я­щие древ­ние руни­че­ские над­пи­си и изу­чим инте­рес­ные осо­бен­но­сти их язы­ка, най­дём в них зна­ко­мые сло­ва — род­ствен­ни­ки, напри­мер, англий­ских и немец­ких, — а потом послу­ша­ем, как на самом деле гово­ри­ли древ­не­гер­ман­ские вар­ва­ры: чужие, гром­кие и — о ужас для всех куль­тур­ных рим­лян! — оде­тые в шта­ны. Зага­доч­ная эпо­ха Пере­се­ле­ния наро­дов ста­нет немно­го понят­нее, если мы под­сту­пим­ся к изу­че­нию язы­ка той поры, сохра­нив­ше­го­ся в руни­че­ских надписях.