Нанайский язык

Рас­ска­жет Васи­лий Хари­то­нов — линг­вист, язы­ко­вой акти­вист, соос­но­ва­тель про­ек­та «Стра­на язы­ков», дирек­тор музея исто­рии НовГУ.

Язык ниж­не­го тече­ния Аму­ра заста­вит нас поде­лить глас­ные на «глу­бо­кие» и «поверх­ност­ные», про­стые и дол­гие, а ино­гда на кон­це слов будем гово­рить в нос (неко­то­рые эле­мен­ты фраз ещё будем петь). Когда Вы на пре­зен­та­ции буде­те из суще­стви­тель­ных состав­лять пред­ло­же­ния, при­дёт­ся пом­нить о том, кому что при­над­ле­жит. Кста­ти назва­ния паде­жей я буду исполь­зо­вать доволь­но ненор­маль­ные: дутель­ный, ватель­ный, диа­ди­тель­ный и _тельный. При спря­же­нии гла­го­лов будем поль­зо­вать­ся лай­фх­ак-таб­ли­цей, пото­му что при­ча­стия отво­е­ва­ли у гла­го­лов пра­во быть ска­зу­е­мы­ми и теперь в язы­ке ужи­ва­ет­ся две серии лич­ных окончаний.

Обсу­дим мань­чжур­ские и мон­голь­ские десан­ты в чис­ли­тель­ные, а так­же вооб­ще заим­ство­ва­ния. Попро­бу­ем с помо­щью «образ­ных слов» пере­дать дви­же­ния змеи, скрип уклю­чин, свет рыс­ка­ю­ще­го про­жек­то­ра...

Немно­го поду­ма­ем об ожив­ле­нии язы­ков, ведь на нанай­ском гово­рит все­го пара сотен чело­век, а осталь­ные 11 тысяч нанай­цев толь­ко меч­та­ют его выучить, но счи­та­ют очень слож­ным (это не так, пове­ри­те после встречи).

В каче­стве домаш­ки дам сказ­ку о трёх солнцах.

Не будем гово­рить о:

  • судь­бе мань­чжур­ско­го язы­ка (кото­рый, несмот­ря на титуль­ное место в послед­ней китай­ской дина­стии, так­же нахо­дит­ся на гра­ни выми­ра­ния) и дру­гих близ­ко­род­ствен­ных нанай­ско­му языках;
  • алтай­ской гипо­те­зе в узком и широ­ком пони­ма­нии (о ностра­ти­ке, кста­ти, тоже);
  • нанай­ских узо­рах, шама­нах, стрель­бе из лука, кво­те на рыб­ную лов­лю и всём том, о чём при­ня­то гово­рить вме­сто нанай­ско­го языка.