Отношение русского народа к смерти через призму народных сказок

Миле­на Гусе­ва,
сту­дент­ка Ⅱ кур­са бака­лаври­а­та факуль­те­та ино­стран­ных язы­ков и реги­о­но­ве­де­ния МГУ им. Ломоносова.

Жизнь и смерть все­гда ходят рука об руку, как доб­рые сосе­ди, при­чём не толь­ко в быту и повсе­днев­но­сти, но и в наци­о­наль­ном созна­нии, в народ­ной куль­ту­ре, в умах людей. В зави­си­мо­сти от окру­жа­ю­щих усло­вий, места про­жи­ва­ния, фор­ми­ро­ва­ния этно­са, исто­ри­че­ских обсто­я­тельств, каж­дый народ фор­ми­ру­ет своё соб­ствен­ное пред­став­ле­ние о жиз­ни и смер­ти, отно­сит­ся к ним совер­шен­но по-раз­но­му. Мы на факуль­те­те ино­стран­ных язы­ков и реги­о­но­ве­де­ния мно­го зани­ма­ем­ся про­бле­мой наци­о­наль­но­го харак­те­ра, или мен­та­ли­те­та. А что такое наци­о­наль­ный харак­тер? Это осо­бен­но­сти кар­ти­ны мира, миро­воз­зре­ния, при­су­щие опре­де­лен­но­му наро­ду. Так как мы живём в Рос­сии, где боль­шин­ство насе­ле­ния состав­ля­ют рус­ские, и я сама рус­ская, то я реши­ла выяс­нить, как рус­ский народ отно­сит­ся к тако­му осно­во­по­ла­га­ю­ще­му явле­нию бытия, как смерть, на уровне под­со­зна­ния, на уровне исто­ри­че­ской памя­ти, какие обра­зы смер­ти, достав­ши­е­ся нам в наслед­ство ещё от древ­них сла­вян, мы про­нес­ли в нынеш­нее сто­ле­тие сквозь тьму веков. На роль «инфор­ма­то­ров», цен­ных и досто­вер­ных источ­ни­ков зна­ния о воз­зре­ни­ях наше­го наро­да на миро­устрой­ство как нель­зя луч­ше под­хо­дят рус­ские народ­ные сказки.

На лек­ции Вы узна­е­те о том,

  • насколь­ко цен­ные све­де­ния о наци­о­наль­ном харак­те­ре рус­ско­го наро­да мы можем почерп­нуть из сказок;
  • как наши пред­ки отно­си­лись к смер­ти и поче­му не дела­ли из неё трагедии;
  • что рус­ские испо­кон веков счи­та­ют смыс­лом жиз­ни любо­го человека;
  • где искать связь меж­ду миром живых и миром мёрт­вых, и в какое вре­мя суток мож­но встре­тить на ули­це дав­но почив­ше­го товарища;
  • какие сло­ва, выра­же­ния и мета­фо­ры харак­те­ри­зу­ют смерть в сказ­ках, и как мы про­дол­жа­ем исполь­зо­вать их и по сей день, неосо­знан­но сохра­няя рус­скую народ­ную ментальность.