Сирийский (классический) язык

Алек­сандра Бело­зер­це­ва, Тимо­фей Балаханов 

Сту­ден­ты-вто­ро­курс­ни­ки Инсти­ту­та Клас­си­че­ско­го восто­ка и антич­но­сти про­грам­мы “Хри­сти­ан­ский Восток”.

Клас­си­че­ский сирий­ский – глав­ный язык Хри­сти­ан­ско­го Восто­ка, литур­ги­че­ский язык Сирий­ской Церк­ви, по сво­ей важ­но­сти для ближ­не­во­сточ­ных хри­сти­ан срав­ни­мый с латы­нью в евро­пей­ском мире.

Сирий­ская цер­ковь отде­ли­лась от хри­сти­ан­ско­го мейн­стри­ма рань­ше, чем пра­во­сла­вие и като­ли­че­ство: пути «яко­ви­тов» (запад­ной церк­ви) и «несто­ри­ан» (восточ­ной церк­ви) разо­шлись с Рим­ской цер­ко­вью в эпо­ху хри­сто­ло­ги­че­ских спо­ров 5 века. Насле­дие этой тра­ди­ции — лите­ра­ту­ра, напи­сан­ная на клас­си­че­ском сирий­ском язы­ке, науч­ной, исто­ри­че­ской, бого­слов­ской, мисти­че­ской. И если вы зна­ко­мы с име­на­ми Иса­а­ка Сири­на или Ефре­ма Сири­на, теперь вы смо­же­те побли­же позна­ко­мить­ся с язы­ком интел­лек­ту­аль­ной куль­ту­ры этих авто­ров (и не толь­ко их).

На пре­зен­та­ции мы рас­ска­жем про этот язык, при­над­ле­жа­щий ара­мей­ской груп­пе семит­ской семьи, и про его уди­ви­тель­ную судь­бу. Клас­си­че­ский сирий­ский воз­ник в нача­ле хри­сти­ан­ской эры и на про­тя­же­нии тыся­чи лет его кор­пус попол­нял­ся самы­ми раз­ны­ми сочи­не­ни­я­ми, и по сей день услы­шать чте­ния на нем мож­но в церк­вях по все­му миру, от Евро­пы до Индии. Сре­ди ара­мей­ских язы­ков он обла­да­ет наи­бо­лее устой­чи­вой орфо­гра­фи­ей и самым боль­шим кор­пу­сом, поэто­му всем жела­ю­щим изу­чать ара­мей­ские язы­ки сто­ит начи­нать имен­но с него.

Кро­ме того, вы узнаете:

• Как ара­мей­ский диа­лект малень­ко­го госу­дар­ства в Рим­ской Сирии рас­про­стра­нил­ся по все­му Ближ­не­му Восто­ку и даже за его пределы?

• Какой язык при­шел на сме­ну сирий­ско­му и какие собы­тия ста­ли это­му причиной?

• Какое поло­же­ние сирий­ский зани­ма­ет сре­ди дру­гих ара­мей­ских языков?

• Поче­му его часто назы­ва­ют «язы­ком Хри­ста» (но это не совсем верно)?

• Сколь­ко в сирий­ском слов для «люб­ви» и «разу­ма», и как ска­зать «при­го­во­рен­ный к смерти»?

• Какое насле­дие сирий­ский оста­вил дру­гим языкам?

• Что пока оста­ёт­ся неизу­чен­ным в сирий­ском язы­ке и литературе?

…И поче­му на самом деле учить клас­си­че­ский сирий­ский просто?