Откуда берутся новые иероглифы?

Алек­сандр Запрягаев


Мате­ма­тик, спе­ци­а­лист по мате­ма­ти­че­ской логи­ке, кан­ди­дат наук. Выпуск­ник мех­ма­та, пре­по­да­ёт в Выс­шей шко­ле эко­но­ми­ки и зани­ма­ет­ся язы­ка­ми. Увле­ка­ет­ся исто­ри­ей китай­ско­го и япон­ско­го язы­ков, а так­же все­ми аспек­та­ми китай­ской пись­мен­но­сти. Про­тас­ки­ва­ет иеро­гли­фы в Юникод.

Мы обыч­но вос­при­ни­ма­ем пись­мен­ность как доволь­но ста­тич­ное явле­ние — если в ней появ­ля­ют­ся новые сим­во­лы, то раз­ве что еди­ни­цы за мно­го сто­ле­тий. Одна­ко толь­ко в этом году в меж­ду­на­род­ный стан­дарт Юни­код было добав­ле­но 622 китай­ских иеро­гли­фа, а годом ранее — 4193. Отку­да же они берутся?

Мы раз­бе­рём­ся:

  • поче­му иеро­гли­фов так мно­го — и поче­му их, несмот­ря на это, все­гда не хватает;
  • как один и тот же иеро­глиф изоб­ре­та­ли по мно­гу раз в раз­ных язы­ках и куль­ту­рах — и как понять, один и тот же это иеро­глиф или несколько;
  • кто те люди, чья рабо­та — при­ду­мы­вать иеро­гли­фы сегодня;
  • и самое глав­ное — воз­мож­но ли иеро­глиф пря­мо здесь и сей­час — и добить­ся, что­бы он при­сут­ство­вал в ком­пью­тер­ных шрифтах.

А ещё посмот­рим, как само попа­да­ние в Юни­код ино­гда дава­ло ста­рым иеро­гли­фам совер­шен­но новую жизнь, и узна­ем, какой иеро­глиф всё же самый слож­ный (его при­ду­ма­ли мень­ше ста лет назад!).