Рунический древнегерманский

Мок­ин Игорь Вик­то­ро­вич
Кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, стар­ший пре­по­да­ва­тель 1-го МГМУ им. И. М. Сече­но­ва, пере­вод­чик-син­хро­нист.

При сло­вах «руны» и «древ­ние гер­ман­цы» наше совре­мен­ное вооб­ра­же­ние сра­зу рису­ет сце­ны из опер Ваг­не­ра или из филь­мов Пите­ра Джек­со­на, закли­на­ния и таин­ствен­ные обря­ды. Дей­стви­тель­но, руни­че­ские пись­ме­на — это зача­стую (хоть и не все­гда) свя­щен­ные зна­ки, при­над­леж­ность древ­них риту­а­лов. А каких?

Мы попро­бу­ем разо­брать­ся в том, зачем были нуж­ны руны. Мы уви­дим, какие быва­ют руны, и узна­ем об их эво­лю­ции. Посмот­рим, где и для кого ими писа­ли. А ещё мы почи­та­ем насто­я­щие древ­не­гер­ман­ские руни­че­ские над­пи­си и изу­чим неко­то­рые инте­рес­ные осо­бен­но­сти их язы­ка, най­дём в них зна­ко­мые и понят­ные мно­гим сло­ва — род­ствен­ни­ки англий­ских и немец­ких, — а потом послу­ша­ем, как на самом деле гово­ри­ли кос­ма­тые, гром­кие и — о ужас для всех куль­тур­ных рим­лян! — оде­тые в шта­ны древ­не­гер­ман­ские вар­ва­ры.