Замена немец­кого госу­дар­ствен­ного типо­граф­ского шрифта — шаг к войне

Лео­нид Кото­вич, пре­по­да­ва­тель кур­сов латыш­ско­го язы­ка при Мос­ков­ском обще­стве латыш­ской куль­ту­ры (+7-916-317-0562).

Леонид Котович

В нача­ле ⅩⅩ века в Гер­ма­нии исполь­зо­вал­ся толь­ко один офи­ци­аль­ный госу­дар­ствен­ный типо­граф­ский шрифт немец­ко­го язы­ка. Это был готи­че­ский шрифт (фрак­ту­ра). Руко­пис­ное начер­та­ние букв силь­но отли­ча­лось от печат­но­го тек­ста. Пишу­щая машин­ка тоже не мог­ла повто­рить слож­ный типо­граф­ский шрифт, поэто­му обра­зо­ва­лась ещё одна, тре­тья систе­ма пись­ма. В то вре­мя на тер­ри­то­рии Лат­вии для латыш­ско­го язы­ка тоже исполь­зо­вал­ся толь­ко готи­че­ский типо­граф­ский шрифт. Так на латыш­ском язы­ке напе­ча­та­на семей­ная биб­лия моей семьи, издан­ная в 1865 году.

В отли­чие от готи­че­ско­го, латин­ский шрифт (анти­ква), раз­ра­бо­тан­ный ещё в Древ­нем Риме, гораз­до удоб­нее читать и лег­че учить. Латин­ский шрифт мож­но напи­сать как пишу­щей машин­кой, так и от руки.

На лек­ции я рас­ска­жу, как по-раз­но­му в Лат­вии и в Гер­ма­нии пере­хо­ди­ли на офи­ци­аль­ный латин­ский типо­граф­ский шрифт. Гер­ма­ния это сде­ла­ла толь­ко в 1941 году. Дирек­ти­ва Мар­ти­на Бор­ма­на, напи­сан­ная в янва­ре 1941 года, начи­на­ет­ся со слов «мы посо­ве­ща­лись с фюре­ром...».

Зна­чи­тель­ная часть Евро­пы уже была окку­пи­ро­ва­на Гер­ма­ни­ей. Поче­му же сам фюрер занял­ся типо­граф­ским шриф­том? Пото­му, что это был шаг к новой войне на восток. Если вы не дога­ды­ва­е­тесь, как типо­граф­ский шрифт может иметь воен­ное зна­че­ние, то при­хо­ди­те на лек­цию. Если дога­ды­ва­е­тесь, то свою догад­ку смо­же­те срав­нить с моей.