«Никогда такого не было, и вот опять!» Как и почему происходят изменения в языке?">«Никогда такого не было, и вот опять!» Как и почему происходят изменения в языке?

Вла­ди­мир Пахомов

Армян­ское радио спра­ши­ва­ют: «Будет ли Тре­тья миро­вая вой­на?» Армян­ское радио отве­ча­ет: «Вой­ны не будет, но будет такая борь­ба за мир, что кам­ня на камне не оста­нет­ся». Ино­гда кажет­ся, что борь­ба за гра­мот­ную речь ведет­ся столь же страст­но. Мало кого остав­ля­ют рав­но­душ­ным ново­сти об изме­не­нии язы­ко­вой нор­мы. Узнав, что сло­во А теперь мож­но про­из­но­сить с дру­гим уда­ре­ни­ем, а сло­во Б теперь дру­го­го рода, мы гром­ко воз­му­ща­ем­ся, руга­ем линг­ви­стов, иду­щих на пово­ду у без­гра­мот­ных людей, и чинов­ни­ков, уза­ко­ни­ва­ю­щих без­гра­мот­ные сло­ва­ри. Но все­гда ли эти пре­тен­зии обоснованны?

На лек­ции мы пого­во­рим о самых оди­оз­ных язы­ко­вых вари­ан­тах совре­мен­но­сти (да-да, и о сло­ве «кофе» тоже), вспом­ним, за что пред­ла­га­лось «пороть» носи­те­лей язы­ка пол­ве­ка назад, уди­вим­ся неко­то­рым сло­вар­ным реко­мен­да­ци­ям и загля­нем в заку­ли­сье кодификации.