Иероглифический мир: как разные народы перековывали китайскую письменность под себя

Алек­сандр Запрягаев

Мате­ма­тик, спе­ци­а­лист по мате­ма­ти­че­ской логи­ке. Выпуск­ник мех­ма­та, он пре­по­да­ёт в Выс­шей шко­ле эко­но­ми­ки и зани­ма­ет­ся язы­ка­ми в сво­бод­ное вре­мя. Увле­ка­ет­ся исто­ри­ей китай­ско­го и япон­ско­го язы­ков, а так­же все­ми аспек­та­ми китай­ской пись­мен­но­сти. Про­та­щил один иеро­глиф в Юникод.

Китай две тыся­чи лет был цен­тром восточ­но­ази­ат­ской циви­ли­за­ции. Для окру­жа­ю­щих его наро­дов китай­ская пись­мен­ность была Пись­мен­но­стью с боль­шой бук­вы, а «писать» по умол­ча­нию озна­ча­ло «писать на китай­ском». И всё же, госу­дар­ства китай­ской куль­тур­ной сфе­ры раз­ра­бо­та­ли спо­со­бы писать на сво­их язы­ках – а посколь­ку эти язы­ки были совсем раз­ны­ми, то и спо­со­бы были непо­хо­жи друг на дру­га. Сего­дня мы пого­во­рим о тех из них, что взя­ли за осно­ву китай­скую пись­мен­ность напря­мую и по-раз­но­му её рас­ши­ря­ли.
Мы позна­ко­мим­ся с тем, как вьет­нам­ский язык, струк­тур­но похо­жий на китай­ский, но совсем ему не род­ствен­ный, изоб­рёл тыся­чи сим­во­лов для сво­их слов, постро­ен­ных по непо­хо­жим на китай­ские прин­ци­пам, но фор­маль­но неот­ли­чи­мых от них. Мы обсу­дим, какие раз­но­об­раз­ные попыт­ки при­ме­ня­лись для запи­си корей­ско­го, пока вопрос не был решён кар­ди­наль­но созда­ни­ем ново­го алфа­ви­та – и как этот алфа­вит сохра­нил кал­ли­гра­фи­че­ские прин­ци­пы иеро­гли­фов. Мы уви­дим, как совре­мен­ные чжу­ан­цы и кан­тон­цы про­дол­жа­ют изоб­ре­тать иеро­гли­фы на ходу и как то, что для одно­го сло­ва ходит мно­же­ство раз­ных сим­во­лов, совсем не меша­ет пони­ма­нию. И раз­бе­рём­ся, как рабо­та­ет и поче­му ста­ла такой япон­ская пись­мен­ность – едва ли не един­ствен­ная исполь­зу­ю­щая не менее четы­рёх систем пись­ма в пере­меш­ку.
Мы узна­ем, поче­му один и тот же сим­вол мог изоб­ре­тать­ся в раз­ных стра­нах неод­но­крат­но – и сто­ит ли его тогда счи­тать одним и тем же сим­во­лов. А заод­но уви­дим иеро­гли­фы, кото­рые изоб­ре­ли (слу­чай­но или наме­рен­но) толь­ко в тот момент, когда их вклю­ча­ли в ком­пью­тер­ные кодировки.